Chelyabinskhockey.ru рассказывает об Иржи Новотны – третьем новичке «Трактора» в нынешнее межсезонье, который может стать ключевым звеном в механизме Анвара Гатиятулина.
Воспоминания о Яне Булисе, ныне потягивающего светлый «Пернштейн» в Пардубице и тренирующего своего сына, флэшбеком всплывают в сознании челябинских болельщиков. Нетипичный чех стал одним из лучших легионеров в истории клуба и пластался на льду с переломами и незалеченным сотрясением мозга. Он был турбийоном в часах Белоусова, где секундные, минутные и часовые стрелки двигались уже Контиолой сотоварищи.
Май 2016-го дарит городу надежду, что часовщик, наконец, вернулся из двухлетнего путешествия и нашел новый турбийон для часов с названием «Трактор». Иржи Новотны – еще один чех с сердцем льва, будет призван вести за собой первое звено и скреплять команду в раздевалке.
Самый успешный хоккеист, родившийся в чешском Пельгржимове, волею судеб еще в детском возрасте оказался на юге в 20-тысячном городке с ломанным для русского языка названием Йиндржихув-Градец. Местная команда играла в третьей чешской лиге, а школа дала хоккейному миру Яна Марека, Йозефа Страку и Збынека Мигалика. Иржи рос быстро и уже в 14-летнем возрасте давал огня за Градец-Кралове U18 против ребят на 2-3 года старше. Но текущие результаты не были для Новотны самоцелью. После окончания девятилетней базовой школы будущий чемпион мира два года учился на повара и лишь после заключения первого профессионального контракта понял, что лепить кнедлики - удел людей в поварских колпаках, но никак не в шлемах CCM.
В неполные 19 Иржи уже провел 60 матчей в лучшей чешской лиге и успел засветиться в первой сборной, сыграв на Евротуре. На рубеже веков Национальная хоккейная лига с ее многочисленными «дочками» была пристанищем для талантливых европейских игроков, особенно с первым раундом драфта. В 2001-м Новотны был выбран «клинками» из Баффало и на следующий сезон оказался в «Рочестере», начав претворять заокеанскую мечту в жизнь. Вот только в Изумрудный город наш герой попал только на свой четвертый год в НХЛ (один год был локаутный), но так и не смог выпросить у бессменного Линди Раффа железное место в составе. И его обменяли. Трейд не пошел на пользу. Чемпионат мира он провел, будучи игроком «Вашингтона», а на следующем играл как нападающий «Коламбуса». Решающим в принятии решения о возвращении на другую сторону Атлантики стал сезон 2008/2009. По его завершении Новотны собирался праздновать 25-летие, а в его активе было всего семь очков в 42-х матчах - совсем негусто для 22-го номера драфта.
К тому моменту в семье Иржи и Зузаны подрастал еще один маленький Новотны, носящий имя своего отца, предложения из НХЛ все не было, а неопределенность – худшее что может быть в карьере профессионального спортсмена. Так в жизни Иржи и его семьи появилась КХЛ.
Перезагрузка удалась на славу. Под присмотром Яна Булиса (да-да!) Новотны провел крутой сезон в расправившем плечи «Атланте», набрав 34 очка и весной выиграв с Чехией чемпионат мира. И покатилось… Такой дебют не оставляет воротил российского хоккейного бизнеса равнодушными. Самым успешным в борьбе денежных мешков оказался казахский джигит Оразбаев, подписавший Иржи на два года. Это время в Астане Новотны вспоминает с теплом, отдавая должное клубной организации и команде. Дипломатичность и открытость – еще две его яркие характеристики, приближающие нас к пониманию того, что в Тракторе 16/17 будет одна яркая медиазвезда. Новотны – мастер не только на «точке», где он стабильно входит в пятерку лучших в КХЛ по проценту выигранных вбрасываний (средние 60%). Он здорово говорит, общается с болельщиками в Твиттере и Фэйсбуке, и при нынешнем тренде хоккеистов Лиги на отказ общения со СМИ, готов выйти к журналистам даже после проигранного финала Кубка Гагарина. А еще у него есть свой сайт.
Ближе к 30-ти Новотны окончательно созрел для роли вожака. Его новой стаей стал пражский «Лев», где он получил капитанскую нашивку, совмещая эти функции с капитанством в сборной Чехии. В пивной столице Иржи вместе с Петром Враной и Нико Капаненом составил, пожалуй, лучшую центральную ось в КХЛ и совсем немного не додавил «Металлург» в финале, почти лишив русскую лигу русского чемпиона. Так сложилось, что «Лев» не стал проектом на века. Русский бизнес в сложные для себя времена решил больше не финансировать заранее убыточный клуб. Сменил стиль и Новотны. Игра в атаку, коей придерживались пражане, отныне была в прошлом. Новым домом Иржи стал закрытый Ярославль.
В первый сезон в «Локомотиве» Новотны играл в большинстве и меньшинстве, направо и налево раздавал силовые приемы и блокировал броски, показав, что этот трансфер для менеджмента ярославцев стал одним из лучших за последние годы. Вдобавок к этому форвард набрал в «регулярке» 32 очка, но вот плей-офф не задался, как и последовавший за ним чемпионат мира. Впрочем, все это отошло на второй план. В семье Новотны родилась дочка Розари.
Обычно такие события подхлестывают отцов к достижению новых вершин. Здесь же случилось наоборот. Нет, вины Иржи в этом не было никакой. Три травмы сделали прошлый сезон одним из самых противоречивых в его карьере. Он купался в проруби, играл в пэйнтбол, продолжал активно участвовать в продвижении свой линии бейсболок, но на площадке Новотны, находящийся в постоянном процессе восстановления, уже не был так полезен.
Сейчас ему 32 года, а в августе исполнится 33. Годичный контракт с «Трактором» станет еще одной перезагрузкой его карьеры. На максимальной мощности Иржи будет очень полезен «черно-белым». Он умеет справляться с ролью лидера, способен выбить 30+ и будет примером отношения к делу для младших партнеров, при необходимости засунув свое эго куда подальше. Для только начавшего свою поступь Анвара Гатиятулина он станет еще одной правой рукой. И чем больше будет этих рук у наставника «Трактора», тем выше шанс уберечь команду от дисбаланса и пройти ровный сезон с местом в плей-офф.
Фото – открытые источники, Instagram Иржи Новотны, пресс-служба хоккейного клуба «Локомотив» Ярославль
Автор: Нора Джонс
Трактор КХЛ Анвар Гатиятулин Иржи Новотны
Автор: Камиль Галиакберов